До подачи иска в суд в отношении железной дороги пассажир (грузоотправитель, грузополучатель) должен предъявить к ней претензии.
Срок предъявления претензии к железной дороге 6 месяцев, а претензии об уплате штрафов – 45 дней.
Претензии предъявляются в случае:
	- 
                                - утраты груза: - 
	- грузополучателем с представлением:
- оригинала грузовой квитанции с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза;
- документа об оплате стоимости груза и справки железной дороги об отправке груза с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза (при невозможности представления оригинала грузовой квитанции);
- грузоотправителем с представлением оригинала грузовой квитанции.
 - Претензии к железной дороге предъявляются по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки груза. 
 
- 
                                - недостачи, порчи или повреждения груза: - 
	- грузополучателем с представлением:
- оригинала накладной и коммерческого акта, выданного ему железной дорогой, или оригинала накладной с отметкой железной дороги о составлении коммерческого акта (в случае его утраты);
- оригинала накладной и документов об обжаловании отказа железной дороги в составлении коммерческого акта.
 - Претензии к железной дороге предъявляются со дня выдачи груза. 
 
- 
                                - просрочки доставки груза: - 
	- грузополучателем с представлением оригинала накладной.
 - Претензии к железной дороге предъявляются со дня выдачи груза. 
 
- 
                                - утраты багажа: - 
	- владельцем багажа с предъявлением оригинала багажной квитанции.
 - Претензии к железной дороге предъяляются по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа. 
 
- 
                                - недостачи, порчи, повреждения или просрочки доставки багажа: - 
	- владельцем багажа с предъявлением выданного железной дорогой акта о недостаче, порче, повреждении или просрочке доставки багажа.
 - Претензии к железной дороге предъявляются со дня выдачи багажа. 
 
- 
                                - неправильного взыскания железнодорожного тарифа, штрафов и сборов: - 
	- грузоотправителем (грузополучателем) с представлением подлинных накладных, ведомостей подачи и уборки вагонов, накопительных карточек для дополнительных сборов, актов общей формы и документов, подтверждающих оплату.
 - Претензии к железной дороге предъявляются со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии. 
 
Передача права на предъявление претензий и исков другим гражданам не допускается.
Сроки по претензиям о возврате штрафа за простой вагонов и задержку контейнеров и других штрафов, взысканных в безакцептном порядке начинают исчисляться со дня получения заявителем претензии копии платежного требования (счета) железной дороги о начислении штрафа.
                                Срок рассмотрения претензии, предъявленной к железной дороге, со дня ее получения:
                                
	- в течение 3 месяцев –  по претензиям, возникшим из-за перевозок в ж/д сообщении;
- в течение 45 дней – по претензиям об уплате штрафов.
 
О результатах рассмотрения претензии железная дорога должна сообщить заявителю.